Муниципальное казённое учреждение культуры

Елизаветинский сельский
культурно-библиотечный комплекс

т. +7 (813-71) 57-033
domkult2013@yandex.ru

Ленинградская обл., Гатчинский р-н, п.Елизаветино, пл.Дружбы, д.41



Проводы Масленицы - 2020 на площади Дружбы

Прощание с Зимой, а значит, с Масленицей, в Елизаветинском сельском поселении, в этом году было ярким и праздничным, и не только потому, что повод явился порадоваться окончанию зимы и отведать вкусных праздничных блинов.


Может быть это было связано с тем, что этой, с позволения сказать, зимой, как и у древних славян, наблюдались резкие колебания погодных условий: то морозы ударят, то оттепель начинается и появлялись в лесу грибы, у домов рядком выстраивались перелески и розовели «метла» берёз.  Даже дети знают, что Весна, прежде, чем вступить в свои права, с Зимой «устраивает разборки» и всё это имеет глубокие исторические корни! Их основная битва случается на День весеннего равноденствия, а, чтобы Весна победила Зиму, пращуры, будучи язычниками, задабривали богов, совершая различные ритуалы возле святилища, приготавливая жертвенные блюда. Праздник этот назывался Комоедицей. Название праздника было связано с именем самого почитаемого славянами зверя – медведя, которого звали комом. С весенним пробуждением медведя после зимней спячки оживала природа и приходило тепло, зазывая бога весеннего солнца – Ярило, они пекли лепешки круглые и желтые, как яркое весеннее солнышко. А первая лепешка доставалась Кому – медведю. Вот, откуда и пошла в народ, так полюбившаяся поговорка: «Первый блин комам»! Рядом с костром ставили соломенное чучело Марену. Её образ отождествлялся с сезонными обрядами возрождения и гибели природы, посему, в конце празднования древние славяне сжигали Марену, прославляя Ярило, а пепел   отправляли в поле, что добрым был урожай.

            С принятием христианства на Руси какая-то часть языческой культуры, носителем которой был народ, стала частью новой веры. Многие христианские праздники позаимствовали их обрядность. Возникновение Масленицы тесно связано с языческой древнеславянской Комоедицей.   Несмотря на зов пращуров, что живёт в народе, современная Масленица практически утратила своё первоначальное значение. А как не утратить, солнца не видать, зови не зови, День весеннего равноденствия не вызывает благоговейный ужас, потому что о нём мало кто помнит, а масленичные обряды все воспринимают как весёлую забаву, потому, как ни тебе торгов, ни сельских свадеб, ни сверкающих на солнце ледяных горок, ни снежных баталий, ни балаганов, ни каруселей!   И только бабушки и фольклористы могут рассказать о принципиальных отличиях Узкой и Широкой Масленицы, о названии праздничной недели перед Великим постом, о смысле каждого дня этой недели, когда в течение семи дней можно было есть сливочное масло, и о Праздничном воскресенье, которое получило название Прощённого. А блины стали выпекать с появлением дрожжевого теста, но и лепешки, а позже и ватрушки, никто не отменял.  Можно услышать много разных легенд о появлении Масленицы, одну из них поведала сегодня и Т.Е Маркова, что вызвало много добрых улыбок.

Сегодня артистам фольклорного ансамбля, под руководством Марковой Т.Е., музыкальном оформлении Маркова М.Т., участии работников сельского культурно-библиотечного комплекса и поддержке администрации, за нескольких часов, удалось продемонстрировать многое из того, что так бережно сохраняется и сегодня: был и торг, и красная девица на выданье, и забавы разные, и угощенья классные, и игрища прекрасные, и Масленица, которую постигла классическая участь, но пепел присыпало рыхлым снегом. Фоторепортаж с места событий – только часть этого замечательного праздника.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Жанна Гриненко